Философские причины отсутствия решения вопроса о существовании Бога

Философский аспект вопроса существования Бога

 

Содержание

  1. Проблемы философии и науки в вопросе о существовании Бога.
  2. Решение вопроса существования Бога христианским богословием.
  3. Сущность доказательства. Наука давно решила вопрос о существовании Бога, но только в рамках самой науки.
  4. Как должен решать практические проблемы настоящий верующий христианин.
  5. Христианство непригодно для решения практических проблем людей.
  6. Основы христианского мировоззрения без прикрас.
  7. Классификация религиозных теорий.
  8. Философские теории, совместимые с наукой.
  9. Выводы.

 

1. Проблемы философии и науки
в вопросе о существовании Бога

У факта, что вопрос существования Бога до сих пор считается нерешенным, имеются не только политические, но и философские причины.

Стоит отметить, что политические причины здесь имеют намного большее значение. Как показывает история, никакие философские затруднения не мешали правителям навязывать своим подданным выгодные для себя религиозные верования, в том числе, даже такие «затруднения», как полное отсутствие соответствия этих верований с реальностью,

В дальнейшем изложении мы будем называть философскими теориями все теории, религии, мистические, эзотерические, а также любые другие учения, которые затрагивают мировоззренческие проблемы.

Суть философских проблем в решении вопроса существования Бога состоит в следующем:

  1. Любая теоретическая проблема выражается и решается в словесной (знаковой) форме. Любое доказательство — это последовательность словесных высказываний, в которых каждый термин имеет определённый смысл, а сама последовательность построена в соответствии с правилами логики. Чтобы получить решение теоретической проблемы, должны быть строго (правильно, точно) определены все существенные понятия, связанные с проблемой, а также должны быть указаны связи между этими понятиями. Другими словами, для всех объектов рассуждения должны быть точно указаны их свойства.

    Например, для решения вопроса существования Бога сначала необходимо указать, какой смысл имеют слова «существование» и «Бог»., в частности, необходимо указать, какими свойствами обладает Бог. Затем, пользуясь правилами логики необходимо сравнить свойства Бога с определением понятия «существование» и, по результатам сравнения, сделать выводы, соответствуют ли свойства Бога определению понятия «существование».

    Также очень важно какой смысл имеют понятия «знание», «истина», «свойство», «разум» и многие другие.

  2. Представления (знания) людей об устройстве Мира имеют форму различных философских и научных теорий. В общем случае, различные теории имеют различное (!) понимание одних и тех же (!) терминов. В этих различиях понимания одинаковых терминов во многом заключаются различия между теориями.

  3. Любые доказательства и любые ответы на какие-либо вопросы могут быть получены только в терминах некоторой теории и, поэтому, при нынешнем уровне развития философии, ни одна проблема не может быть решена так, чтобы с этим решением согласились все другие различные теории. Просто потому, что каждая теория вкладывает собственный (!) смысл в одни и те же (!) слова и человечество пока не смогло выработать общепринятого (!) понимания многих важных терминов и критериев оценки истинности знания.

  4. Несмотря на высокий уровень развития современной науки и техники, до сих пор не существует теории, адекватно отображающей процесс познания и способной служить философией науки.

    На эту роль претендует представленная на этом сайте Научная теория познания. НТП предлагает решение многих насущных научных и философских проблем и, в том числе, даёт исчерпывающее теоретическое решение проблемы существования Бога. В частности, НТП показывает, что разум — это свойство исключительно материальных объектов. Никакой нематериальный разум не может существовать в принципе. Неотъемлемой функцией разума является познание, а любое познание сводится к физическому взаимодействию субъекта познания и реальности. Но эта теория пока не опубликована и не является частью признанного научного знания. Поэтому, в этой статье мы не будем использовать аргументы и выводы НТП, а будем использовать только те аргументы, которые являются признанными в современной науке.

  5. В науке и философии отсутствует явное определение понятия «существование», которое отображало бы тот смысл, который учёные вкладывают в него неявно в своей практической деятельности.

  6. Отсутствуют строгие определения понятий «знание», «истина» и «наука», а также отсутствуют эффективные критерии истинности и научности человеческих знаний.

Вследствие указанных причин, современная наука не в состоянии дать строго формальное доказательство ложности религиозных учений и ложности утверждений о существовании религиозных и мистических атрибутов, таких как Бог, Рай, Ад, ангелы, бесы и прочее, но (!) она вполне может (!) дать ответ на вопрос о существовании Бога, пользуясь своим обычным, неявным пониманием этого термина. Этого понимания науке вполне хватало для всех практических задач, которые не были так политизированы, как вопрос существования Бога.

Тем не менее, множество проблем философии, науки и практической деятельности людей имеют причину в том, что человечество до сих пор не смогло сформулировать строгие определения понятий «реальность», «существование», «знание» и «истина». Следует подчеркнуть, что отсутствие строгих определений важнейших понятий является проблемой не только науки, но всех без исключения теорий, всего человеческого знания.

Поэтому в настоящее время для конкретного человека решение вопроса о существовании Бога, как и решение любого (!) другого вопроса, сводится к выбору теории, которую он сам считает истинной.

2. Решение вопроса существования Бога
христианским богословием

Например, если человек считает себя христианином, то его формальное решение проблемы существования Бога выглядит примерно так:

  • Понятие «существование» в Библии и христианском богословии не имеет никакого формального определения, но утверждается, что возможно существование объектов, которые человек не может никак воспринять своими органами чувств.

  • О Боге утверждается, что он недоступен человеческому разуму, несмотря на то, что вся Библия является описанием Бога. Богу приписывают свойства «существования», «всемогущества», «вездесущности», «всеведения», «вечности», «неизменности» и другие, которые нигде в Библии не имеют ясных определений.

  • Понятия «знание» и «разум» не имеют никаких определений в христианском богословии, а понятие «истина» определяется очень своеобразно: «истина — это всё, что написано в Библии». То есть, если читателю Библии что-то покажется в ней неправильным, противоречивым или непонятным, то он должен искать причину таких проблем не в Библии, а в себе самом.

    В таких случаях настоящий христианин должен изменить своё сознание и свои представления о Мире таким образом, чтобы они совпадали с текстом Библии. Такое отношение к «священному писанию» и другим религиозным догмам является сутью религиозной веры.

    По мнению богословов, человек не должен надеяться найти в Библии какое-либо обоснование её истинности, но должен воспринимать всё написанное, уже приняв как истину, что Бог существует, что текст Библии написан лично Богом и является выражением его воли.

  • Таким образом, с точки зрения христианского богословия, решение проблемы существования Бога очень простое — Бог существует по определению. Бог существовал всегда и создал весь Мир только своей волей (словом). Бога невозможно познать, в его существование можно только верить. Любое сомнение в существовании Бога — грех, за который Библия требует наказания, вплоть до смертной казни, и очень жаль, что современные законы не позволяют инквизиции действовать так же эффективно, как раньше.

Таким образом, в богословии существование Бога постулируется, то есть утверждается без доказательств. Причем термины, которые используются в описаниях Бога сами не имеют определений. Следовательно, информация, которую даёт Библия и всё христианское богословие о своём Боге — это набор слов, которые не имеют связи с реальностью. И этот набор слов христианское духовенство требует считать истиной и использовать как главное руководство в организации жизни людей.

3. Наука давно решила
вопрос о существовании Бога,
но только в рамках самой науки.
Сущность доказательства.

Поскольку в религиозных учениях утверждение о существовании Бога постулируется, то принципиально невозможно опровергнуть это утверждение средствами любой другой теории. Постулаты они потому и называются постулатами, что принимаются без доказательств и, в рамках теории не подлежат сомнению. Постулаты опровергаются только вместе со всей теорией, в случае непригодности теории для решения практических задач.

Иногда можно встретить утверждение, что наука не может доказать, что Бог не существует. Это утверждение справедливо только в том смысле, что наука не может построить формальное (!) математическое доказательство, из-за отсутствия формальных (!) определений понятий «существование», «знание» и «истина», с которыми бы согласились и другие теории, в том числе и религия.

Чтобы кто-то мог кому-то что-то доказать (!), должно быть согласие (!) в понимании используемых терминов. Смысл термина «существование» в религиозных учениях отличается от научного понимания тем, что допускает существование сверхъестественных объектов, то есть таких, которые принципиально недоступны человеческим ощущениям. Словом «истина» религии объявляют (!) свои «священные тексты» без всяких доказательств, да ещё и запугивают тех, кто высказывает сомнения.

Наука давно доказала (!) ложность Библии и других «священных текстов», но только в рамках (!) самой науки (!), то есть пользуясь той же (!) терминологией, которой оказалось вполне достаточно (!) для создания современной техники, медицины, полётов в космос и других рукотворных реальных чудес. И такое доказательство может сделать любой (!) человек со средним образованием, прочитав первую страницу Библии. Ложность Библии очевидно доказывают, например, полёты в космос и шарообразность Земли.

Таким образом, каждый человек, если он желает решить для себя вопрос существования Бога и ему недостаточно того нестрогого решения, которое даёт наука, должен делать выбор (!), между различными теориями, объясняющими устройство Мира. Этот выбор следует делать, сравнивая практическую полезность различных теорий для решения своих жизненных задач.

Необходимо подчеркнуть, что описанные философские трудности имеют место не только в вопросе существования Бога, а во всех без исключения теоретических вопросах. Решая любую проблему, которая может быть выражена в словесной форме, человек прежде всего, выбирает некоторую теорию, в терминах которой эта проблема формулируется.

Людям, которые в вопросе о существовании Бога отказались от научного решения и выбрали какое-то религиозное учение, хотелось бы предложить быть последовательными и отказаться от научной медицины, современной техники и других достижениях цивилизации, которые основаны на научных знаниях, которые противоречат религиозным учениям.

На практике, большинство людей при решении практических проблем выбирают в качестве инструмента научные знания и здравый смысл, который является бытовой формой научного знания. И только в вопросах существования Бога, бессмертной души и других религиозных атрибутов выбирают религию.

4. Как должен решать
практические проблемы
настоящий верующий христианин

Рассмотрим, в качестве мысленного эксперимента, как решает свои жизненные проблемы человек, который следует всем требованиям христианской религии. Будем называть такого человека термином «настоящий верующий христианин».

У настоящего верующего христианина нет проблем с формальным решением вопроса о существовании Бога. Верующий христианин не требует доказательств. Для религиозной веры доказательства не нужны. Точно так же настоящий христианин верит в истинность всех остальных утверждений Библии, верит всем словам своих священников, а все практические жизненные вопросы решает на основании библейских текстов.

Когда возникает практическая проблема, например болезнь, настоящий христианин видит в ней божье наказание за свои грехи или испытание своей веры в Бога, а поэтому единственный правильный способ лечения, который предлагает Библияэто пост и молитва. Использование лекарств — это противодействие Богу. Поэтому многие настоящие верующие часто теряют здоровье и жизнь даже в тех случаях, когда медицина могла бы помочь.

И такая ситуация бывает во многих других практических случаях. Вместо поиска реального решения проблемы настоящий христианин молится Богу, а если Бог не помогает, христианин вспоминает все свои дела и мысли, которые могли не понравиться Богу. Так как церковь объявила грехом естественные биологические стремления человека к комфорту, достатку и сексуальному удовлетворению, у настоящего христианина всегда много поводов, чтобы обвинить себя в греховности. После этого христианин идёт в церковь, исповедуется, исполняет наложенное наказание (эпитимью), делает пожертвования и молится ещё усерднее.

Поэтому, можно утверждать, что настоящих христиан очень мало даже среди высших священников (или в первую очередь среди священников) поскольку сами они никогда не отказываются от квалифицированной медицинской помощи, ездят на дорогих автомобилях и пользуются другими достижениями современной техники, которые созданы благодаря знаниям, несовместимым с Библией.

5. Христианство непригодно
для решения практических проблем людей

Необходимо понимать, что вся современная техника создана благодаря научным знаниям, которые отрицают те представления о Мире, которые описаны в Библии.

Таким образом, «легко решая»  вопрос о существовании Бога, христианская религия оказывается непригодной для решения практических проблем людей. Даже самые верующие люди, в повседневной практической деятельности руководствуются здравым смыслом и научными знаниями, воплощёнными в технике и технологиях, не задумываясь, что эти знания противоречат Библии. Если у верующего человека сломался какой-то технический прибор, он обращается к мастеру, обладающему научными знаниями. Если верующий человек заболевает, он обращается к медикам, научные знания которых основаны на анатомии, за изучение которой средневековая церковь сжигала врачей на кострах.

6. Основы христианского мировоззрения
без прикрас

Необходимо понимать, что называя себя христианином, тем самым человек соглашается, что Мир создан за шесть дней, что Бог обитает на небесах (на тверди небесной), что существуют ангелы и бесы, ад и Рай, что Рай расположен на Земле, где-то в районе реки Евфрат, что возраст Земли — всего несколько тысяч лет, что Солнце, Луна и звёзды прикреплены на «небесной тверди» «для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов…», что все люди — это потомки Адама и Евы, что Адам создан «из праха земного», а Ева из его ребра.

Называя себя христианином, тем самым человек соглашается, что научные данные об устройстве Солнечной системы и остального Космоса — это заблуждения, что динозавры, мамонты и другие доисторические животные никогда не существовали, что все животные созданы Богом именно такими какими есть сейчас, что теория эволюции — это нелепая выдумка, что во всех случаях, когда научные данные противоречат Библии — ошибается наука!

Называя себя христианином, тем самым человек соглашается, что люди — это рабы Бога и весь смысл их существования — служить своему Господу, слушаться его представителей на Земле, то есть священников, быть смиренным и покорным любому земному начальству, даже если оно поступает с ними несправедливо, не противиться злу, любить и благословлять врагов своихсоблюдать все заповеди и обряды и, самое главное, регулярно вносить пожертвования на церковь.

Если тебе плохо, с тобой поступают несправедливо — это повод для радости, ведь беды и страдания — это проявления божьей любви. Бог или отечески наказывает тебя за грехи, или посылает тебе испытания, чтобы ты мог проявить свою веру и покорность Богу. Если будешь терпелив, покорен Богу и его служителям, после смерти получишь награду — Рай.

Чем тебе хуже, чем сильнее твои страдания, чем ты слабее и ничтожнее, тем больше поводов для радости, ведь тем больше шансов попасть в рай после смерти. Надо только стойко вытерпеть все страдания и не перестать верить в Бога, не допустить сомнения в его любви к тебе!

И не надо завидовать богатым и тем, которые наслаждаются земной жизнью. Их можно даже пожалеть, ибо по неразумию своему они губят свою душу, и будут наказаны Господом вечными мучениями в аду. Не нужно и мстить своим врагам. Нужно их смиренно простить. Бог им судья, он сам накажет их по делам их.

Всю свою жизнь настоящий верующий христианин, в соответствии с требованиями Библии, посвящает служению Богу, отдаёт церкви десятину, делает другие пожертвования, регулярно посещает церковные богослужения.

Настоящий верующий христианин, запуганный сказками о Страшном суде и мучениях бессмертной души грешника после смерти, тратит свою единственную реальную жизнь на обеспечение благоденствия мошенников, которые пользуются его трусостью, доверчивостью и невежеством.

Настоящий верующий христианин радуется своему невежеству, потому что сказано «Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом … » (Первое послание к Коринфянам 3:19).

Называя себя христианином, тем самым человек соглашается, что лучшая участь человека — ото быть слабым, нищим, ничтожным, невежественным рабом, который радуется своему рабству и страданиям и видит высший идеал духовности в том, чтобы смиренно вытерпеть любые страдания.

При всей своей готовности к страданиям и покорности, христианский раб ещё и агрессивен. Но его агрессия направлена не против своих угнетателей, а против тех людей, которые не хотят быть рабами христианского Бога, против тех, кто хочет быть сильным и счастливым в земной жизни. Ведь убивая грешников, настоящий христианин делает богоугодное дело, борется со злом и, тем самым повышает свои шансы попасть в рай.

Называя себя христианином, тем самым человек соглашается убивать каждого, кто будет предлагать ему отказаться от веры в Бога, в том числе и своих родителей и детей.

Называя себя христианином, тем самым человек соглашается со всеми остальными нелепицами и ужасами, которые описаны в Библии, а также со всеми зверствами, которые творила церковь в течение своей истории и продолжает творить сейчас.

Надо признать и понимать, что христианская церковь имеет очень мощную, продуманную и отработанную веками методологию изменения сознания своих адептов, которая называется христианским богословием. Основа её в том, что ложные знания, выгодные церкви, объявляют истинойОпытный богослов способен обосновать цитатами из Библии любую точку зрения.

Люди, которые покупаются на обилие в  богословских проповедях  таких слов, как «благо», «добро», «любовь», «справедливость», «милосердие», «смирение», «кротость» и других подобных, очень ошибаются если думают, что проповедник вкладывает в эти слова тот же смысл, что и обычные люди в повседневном общении. Богослов вполне может назвать проявлением божьей милости, любви и справедливости, например, убийство какого-нибудь «еретика».

Христианское богословие — это перевёрнутый мир, где истина и ложь поменялись местами, где страдание и смерть — это повод для радости, а сила, знание, счастье и богатствозло перед Богом.

К счастью, настоящих христиан, описанных выше, не очень много, отчасти потому, что невежество большинства верующих людей распространяется и на знание Библии. Большинство людей, которые называют себя христианами, Библии не читали и имеют представление о своей религии только по проповедям священников, а их связь с церковью ограничивается участием в традиционных обрядах, связанных с рождением, смертью и венчанием.

Современная церковь в светских демократических государствах, отодвинутая от государственной власти, озабочена, в основном, обеспечением своего материального благополучия за счет пожертвований, участия в разнообразных бизнесах и налоговых льгот. Тем не менее, её существование, даже в таком усмирённом состоянии, всё равно является тормозом развития  общества, поскольку она забирает значительную часть ресурсов и внушает своим адептам ложные знания и ложные методы решения проблем.

7. Классификация религиозных теорий

Кроме учения христианской церкви, существуют множество других теорий, каждая из которых по своему решает проблему существования Бога, в соответствии со своими системами понятий и теми смыслами, которыми наделяются эти понятия.

Решения этой проблемы другими религиозными учениями ненамного отличаются от описанного выше. Главным в каждой религии является подчинение верующих государственной власти и духовенству, а также сбор пожертвований. Меняются только используемые стимулы.

Реальной альтернативой религиозным и другим ненаучным теориям является только научное мировоззрение, суть которого в том, что утверждение может быть признано истинным только в том случае, если оно проверено в практической деятельности или в эксперименте. Таким образом, научное мировоззрение способно объединить все человеческие знания, которые доказали свою полезность опытом практического применения, и отбросить те утверждения, которые такую проверку не прошли.

У большинства людей отсутствуют необходимые знания, чтобы разобраться в различиях философских теорий, поэтому их мировоззрение состоит из фрагментов различных теорий, часто противоречащих друг другу, но которые по каким-то причинам человек считает правильными. Свои представления о Мире большинство людей некритически воспринимает от ближайшего окружения часто с детского возраста.

Большинство людей руководствуются в повседневной жизни здравым смыслом и знаниями, основанными на опыте, но считают, что их нравственные нормы имеют основу в религии. На самом деле, полезные нравственные нормы, вроде «золотого правила нравственности», тоже являются достижением человеческого опыта и присущи большинству народов мира. Религия использует такие полезные правила, для прикрытия выгодных для себя правил о почитании Бога и покорности священникам и властям.

По отношению к проблеме существования Бога большинство философских теорий можно объединить в пять основных групп:

  1. Монотеистические религии, такие как христианство, ислам, иудаизм и некоторые другие. Эти учения утверждают, что Мир создан Богом и управляется его волей, что Бог — это сверхъестественная личность, всемогущая, всеведущая и вездесущая, а человек — это создание Бога, его раб, цель жизни которого — служить своему господину (!) в надежде на награду после смерти (!).

    В таких религиях слово «существование» не имеет явного определения, но неявно утверждается возможность существования не только «обычных», «естественных объектов», но и «сверхъестественных», таких как Бог, душа, Рай, Ад и прочие религиозные атрибуты.

    В таких религиях утверждение о существовании Бога является основой их представлений об устройстве Мира, причём Бог наделяется сверхъестественными способностями нарушать любые законы природы (творить чудеса), а также способностью быть недоступным ощущениям людей. То есть утверждается, что Бог существует, но человек не может его ощутить своими органами чувств и неспособен «познать». Таким же свойством наделяются и другие атрибуты религиозного мира — ангелы, бесы, Рай, Ад и прочее.

    В таких религиях явления человеческой психики (душа, разум, воля, сознание) тоже наделяются сверхъестественным существованием и объявляются подарком Бога, недоступным человеческому познанию.

    Жизнь человеческого тела, способность ощущать, иметь разум и волю, объясняется наличием в нём души. Душа наделяется свойством бессмертия, и сохраняет способность мыслить и чувствовать даже после смерти тела.

    Мифом о бессмертной душе религии создают для себя возможность запугивать людей мучениями души после смерти и соблазнять их посмертными наслаждениями в раю.

    В таких религиях слово «истина» часто обозначает самого Бога и «священные тексты», о которых утверждается, что они написаны или самим Богом, или под его руководством. К «священным текстам» предлагается относиться как к абсолютной истине, сомневаться в которой — большой грех. Если в таком тексте что-то кажется непонятным или противоречивым, то сомневаться нужно не в тексте «святой книги«, а в самом себе и, поэтому, следует перестраивать своё сознание в соответствии с текстом «святого писания». Именно в этом состоит суть религиозной веры.

  2. Пантеистические религии (теории), которые утверждают, что Бог существует, но которые, фактически, просто используют слово Бог как синоним понятий Природа, мировой порядок, реальность. Пантеистический Бог не имеет качеств личности, не вмешивается в дела и судьбы людей, не «творит чудес», а существует просто как мировой порядок, как сила, обеспечивающая упорядоченность и взаимосвязь всех объектов во Вселенной. Такой Бог может быть познан  людьми, по крайней мере частично. Его познанием занимается наука. К пантеистическим теориям близки также теории деизма.

  3. Атеистические теории, которые отрицают возможность существования любых сверхъестественных явлений, в том числе Бога и любой другой мистики. Такие теории утверждают, что Мир управляется универсальными законами природы, которые доступны, по крайней мере частично, человеческому познанию. Атеистические теории во многом похожи с пантеистическими, только не используют слово Бог.

  4. Агностицизм, — это не самостоятельные теории, а странная разновидность отношения к познанию, которая может существовать в рамках других теорий и которая состоит в том, что агностики отрицают принципиальную возможность точного и полного познания объективного мира. На этом основании,  они допускают возможность реального существования Деда Мороза, Бабы Яги, Красной Шапочки, Змея Горыныча, Страшного Макаронного Монстра, олимпийских богов, леших и домовых, всех прочих богов и демонов, а также всех других порождений человеческой фантазии, поскольку считают, что, пока не обследованы все уголки Вселенной, у них нет достаточных оснований для утверждений о несуществовании этих объектов.

    На практике, агностицизм можно считать разновидностью атеизма, так как он всё же, отрицает способность Богов нарушать законы природы и вмешиваться в дела и судьбы людей, тем самым, отрицает возможность существования Богов конкретных религий.

    Следует отметить, что агностицизм является проявлением проблем философии, связанных с отсутствием строгих определений понятий «реальность», «существование», «знание» и «истина».

  5. Другие теистические, мистические и псевдонаучные теории, которые фактически являются различными эклектическими комбинациями идей из теорий первых четырёх групп.

Во всех теистических религиях и мистических учениях слова «реальность», «существование», «знание», «истина», «разум» не имеют явных определений, но утверждается возможность существования не только «обычных», «естественных объектов», но и «сверхъестественных», таких как Бог, душа, Рай, Ад и прочие религиозные и мистические атрибуты. Утверждается также, что мистические персонажи способны обладать разумом, знаниями, истиной и другими качествами личности. Истиной, не допускающей сомнений, объявляются (!) «священные тексты» этих учений.

8. Философские теории, совместимые с наукой

С наукой совместимы только пантеистические, атеистические и деистические теории. В этих теориях понятия «реальность», «существование», «знание», «истина», «разум» тоже не имеют явных определений, но утверждается невозможность изменения законов природы «сверхъестественными силами».

Главными аргументами научно-совместимых теорий против существования Бога как сверхъестественной личности являются:

Слабыми местами в аргументации научно-совместимых теорий являются:

  • неспособность объяснить естественными причинами явления человеческой психики, то есть интеллект, сознание, мышление, понимание и др.,

  • неспособность объяснить возникновение живых организмов из неживого вещества.

  • неспособность сформулировать строгие определения понятий «существование», «знание» и «истина», следствием чего является невозможность делать формальные выводы об истинности конкретного знания и о существовании конкретного объекта.

Нерешённые научные проблемы можно назвать слабым местом аргументации в решении вопроса существования Бога. Но сам факт признания существования нерешённых проблем — это проявление не слабости, а силы науки. Это проявление способности отличать те области реальности, для которых удалось построить модели, пригодные для решения практических задач, от тех областей, для которых такие модели построить не удалось. Такое отношение к познанию единственно разумно и противоположно религиозному методу, при котором легко даются ответы на любые вопросы, но эти ответы объясняют реальные явления действием сверхъестественных сил и предлагают решения, оторванные от реальности, например, состоящие в обращении с просьбами к этим силамРелигиозные ответы не позволяют ни предсказать будущие события, ни выработать реальные методы решения практических проблем.

В поисках решения указанных выше проблем философии научно-совместимые теории разделились на множество течений, ни одному из которых пока не удалось найти решение, приемлемое для всех. Общее состояние современной научной философии хорошо характеризует последняя фраза статьи Википедии о философии науки: «в настоящее время философия не имеет всеми разделяемых критериев научности, рациональности и не может полноценно противостоять развитию и распространению псевдо- и лженаучных направлений» (подчеркнуто автором сайта).

Научная теория познания, которая представлена на этом сайте, предлагает систему понятий, которая позволяет объяснить явления человеческой психики, такие как душа, разум, сознание, мышление, желания, эмоции и другие, естественными (!) причинами, то есть, основанными на физических взаимодействиях, без привлечения сверхъестественных сущностей.

Научная теория познания позволяет дать строгие определения понятиям «реальность», «существование», «знание» и «истина» и многим другим, а также позволяет установить критерии истинности знания и критерии существования объектов реальности.

9. Выводы

Подводя итог сказанному в этой главе, можно сделать следующие выводы:

  • Отсутствие строгого определения понятия «существование» действительно создаёт трудности для формального научного вывода о ложности религиозного мировоззрения, но, не большие, чем при решении любых других научных проблем. При выяснении наукой вопроса о существовании любых других объектов, не имеющих политического контекста, обычного неявного понимания этого термина было вполне достаточно.

  • Ложность религиозных и других ненаучных представлений о Мире состоит в их неспособности помогать людям в решении практических проблем.

  • Истинность научного мировоззрения доказывается успешностью практического применения научных знаний.

Названные философские трудности не могут служить оправданием пассивности правительств и научных организаций в помощи своим гражданам в решении мировоззренческих проблем, потому что:

  • Если существуют философские и научные проблемы в решении вопроса существования Бога то они должны быть сформулированы и на их решение должны быть направлены необходимые ресурсы государства и общества.

  • Наука и сейчас в состоянии дать аргументированные выводы по множеству частных проблем, касающихся религии, таких как «чудеса», «святые» мощи и иконы, абсурдность и аморальность содержания религиозных текстов.

  • Государство и общество в состоянии перестать игнорировать экстремистское содержание религиозных «священных текстов», многочисленные преступления церкви, совершённые на протяжении её истории, а также в состоянии перестать делать вид, что церковь является нравственным авторитетом и учителем.

  • Правоохранительные органы не должны игнорировать, по сути, мошенническую деятельность церкви, связанную с демонстрацией различных «чудес».

Решение вопроса существования Бога для конкретного человека сводится к проблеме выбора: какой теорией устройства Мира руководствоваться в своей практической деятельности?

Возможные ответы:

  • религия, которая утверждает, что Мир устроен так, как описано в книгах трехтысячелетней давности,

  • наука, которая каждое своё утверждение проверяет на соответствие фактам и на пригодность для использования в практической деятельности.

 

К содержанию статьи «Проблема существования Бога»

 

Добавить комментарий

%d такие блоггеры, как: