О создании
Научной теории познания

Георгий КиселёвНаучная теория познания — это систематизированное изложение моего личного мировоззрения, сложившегося к нынешнему 56-летнему возрасту. Поэтому обстоятельства создания теории и её свойства тесно связаны с моей биографией.

Началом теории можно считать мою привычку выяснять смысл каждого нового встреченного слова, которая проявилась со школьных лет. Различные энциклопедии, словари и справочники всегда были в числе моих любимых книг, а чтение всегда было моим любимым занятием. Развитию интереса к смыслу слов способствовало увлечение математикой и полученное математическое образование. При таких склонностях был естественным интерес к вопросам философии.

После окончания университета я занимался задачами применения математических методов для обеспечения качества изделий в технологическом процессе производства интегральных микросхем. Частью этой работы было изучение опыта решения таких задач в Японии и США, разработка стандартов предприятия и программного обеспечения для применения таких методов.

Многие задачи, с которыми я встречался в своей деятельности, приводили к необходимости понимания оснований человеческих знаний и принципов целенаправленной деятельности. Кроме того, как и многих думающих людей меня волновали «обычные» мировоззренческие вопросы — «Существует ли Бог?», «Что «хорошо» и что «плохо»?», «Что такое «красота»?», «В чем цель человеческой жизни?» и другие.

Для выяснения интересовавших меня вопросов я изучал литературу по менеджменту, экономике, кибернетике, системному анализу, программированию, философии, психологии, биологии, физиологии и другим темам. Большое впечатление на меня произвела книга Дэвида Хьюбела «Глаз, мозг, зрение».

При знакомстве с философскими и многими научными теориями меня очень удивляла туманность высказываний и расплывчатость определений большинства философских понятий, а также небрежность в использовании понятий «естественного языка». Я с удивлением выяснил, что философия и наука не имеют ясных определений даже таких понятий как «вещь», «существование», «реальность», «свойство», «знание», «материя», «сознание», «интеллект», «наука», «порядок», «информация», «понимание» и многих других, которыми мы так привычно пользуемся в повседневной деятельности.

Это открытие побудило меня к поискам собственных определений этих понятий. К моему удовлетворению мне часто удавалось находить довольно удачные формулировки.

В этом деле я ориентировался на практику употребления слов в естественном языке. Я не придумывал никаких новых терминов, а искал адекватное описание того смысла слов, который уже сложился в естественном языке и был выражен в устойчивых словосочетаниях и других устойчивых формах и традициях употребления этих слов. На этом сайте имеется пример подобных рассуждений, правда, в очень сокращённом виде, при построении определений понятий «знание» и «истина».

У меня не было целей построения какой-то новой философской системы и не было ощущения, что я создаю что-то новое. Главным было стремление самому понимать смысл каждого используемого слова. Мои находки были просто более удачными формулировками того смысла, который обозначался этими словами и неявно подразумевался в обычной речи. Многие люди, в общем, понимают эти слова так же, как и я, но им, почему-то не удаётся хорошо сформулировать это понимание.

Поэтому, я был убеждён, что существуют люди, которым тоже удалось найти эти естественные формулировки понятий, подобные моим, а может быть и лучше. Особенно я был уверен в тех людях, которые занимались созданием компьютерных технологий и искусственным интеллектом. Мне представлялось невозможным заниматься разработкой экспертных систем и других задач искусственного интеллекта без ясного понимания, что такое человеческие знания, истина и другие, подобные понятия. Тот факт, что мне не встречались книги со взглядами, подобными моим, я объяснял ограниченностью моего доступа к современной научной литературе.

Годам к тридцати мне удалось разрешить большинство личных мировоззренческих проблем и сделать некоторые выводы:

  • Каждый человек имеет свою собственную, абсолютно индивидуальную философию (мировоззрение), которая определяется всем его жизненным опытом. Эти индивидуальные философии можно классифицировать, в зависимости от ответов на некоторые ключевые вопросы.

  • Наука предоставляет много информации и методов для индивидуального решения мировоззренческих проблем, но пока не в состоянии предложить такие однозначные решения этих проблем, которые были бы убедительны для всех людей.

    Например, несмотря на достаточное количество научных теорий и фактов, позволяющих доказать ложность религиозных представлений об устройстве Мира и ложность представлений о существовании Бога, у научного сообщества недостаточно единства и решимости для однозначного заявления такой позиции. С подобными заявлениями выступают отдельные учёные, но консолидированная позиция научного сообщества или, хотя бы, крупных научных организаций, отсутствует. Кроме того, научный подход к мировоззренческим проблемам доступен только людям с достаточным образованием.

  • Не существует философской теории, которая выражала бы научное мировоззрение и которая была бы изложена языком, доступным для понимания широким кругом людей. Другими словами, научное мировоззрение не имеет адекватного выражения в форме философской теории.

    Определяющим признаком теории, выражающей научное мировоззрение является наличие определений понятий «реальность», «существование», «знание», «истина», соответствующих практике использования этих понятий в науке.

  • Представления (знания) о Мире у большинства людей не основаны на их личном жизненном опыте. Большинство людей выбирают представления о Мире из множества готовых решений, которые были выработаны человечеством. В большинстве случаев люди неосознанно перенимают философские взгляды своего ближайшего окружения.

    Информационная среда, в которой находится человек, позволяет навязать ему представления (знания), которые противоречат его личному жизненному опыту и интересам.

    Реальные (собственные) знания о Мире имеют только те люди, которые приложили достаточно усилий для самостоятельного практического изучения реальности методами, которые основаны на осмыслении собственных ощущений. Такие методы познания в повседневной жизни называют «здравым смыслом», а их более систематизированный вариант — «наукой».

  • Количество людей, которые имеют представление о существующих философских теориях и для которых эти теории составляют основу мировоззрения, исчисляется единицами и, во всяком случае, не превышает числа сотрудников философских кафедр.

    Главная причина этого обстоятельства — туманность содержания и чрезвычайная сложность изложения многих философских теорий.

    Поэтому большинство людей делают выбор в пользу религии, которая преобладает в местности их проживания, или которую исповедуют близкие им люди. Причем большинство людей ограничивается только внешней, обрядовой стороной религии.

    Мало кто из людей, считающих себя верующими, представляет, что действительно написано в «священных текстах» их религии. У многих людей в голове эклектическая каша из обрывков различных теорий и суеверий.

    В повседневной практике даже самые верующие люди руководствуются здравым смыслом и научными знаниямине задумываясь, насколько эти знания, которые обеспечивают решение их практических проблем, несовместимы с их религиозными верованиями.

    По данным различных исследований, на 2012 год количество верующих составляло 60-85% населения Земли, а количество людей считающих себя атеистами, всего лишь 3-13%. Но, людей с последовательным (!) научным мировоззрением ещё меньше. Такое мировоззрение имеет, по-видимому, только наиболее квалифицированная часть образованных людей, которым удалось избежать религиозного влияния или противостоять ему. Доля таких людей в общей массе населения Земли составляет меньше 1%. Такой неутешительный вывод можно сделать из того факта, что даже среди учёных доля атеистов не превышает 60% и повышается до 80% только среди членов научных академий.

    Прослеживается отчетливая прямая зависимость между уровнем образования населения, долей атеистов и уровнем жизни. Среди лидеров здесь — наиболее развитые страны Европы, Австралия, Северная Америка и Япония. И при этом, максимальная доля атеистов даже в развитых странах составляет всего около 30%. Если исходить из этой зависимости, то повышение качества образования способно значительно повысить уровень жизни людей, даже по сравнению с нынешним уровнем развитых стран.

  • Мировоззренческий выбор многих людей в пользу религии можно объяснить несколькими причинами:

    • наличием активной религиозной пропаганды,

    • отсутствием действенной научной пропаганды,

    • недостатком естественно-научных знаний у большинства людей,

    • отсутствием убедительной альтернативы в виде философской теории, которая выражала бы научное мировоззрение и была бы изложена языком, доступным для понимания,

    • наличием устойчивых общественных традиций.

  • Успехи религиозной агитации обусловлены несколькими факторами:

Большинство идей нынешней Научной теории познания были сформулированы ещё в то время, в начале 90-х годов, но не воспринимались мной, как что-то целостное и оригинальное. Я был уверен, что «в развитых странах Запада», где люди создают такие замечательные технологии и пишут такие умные книги, по которым я учился, все эти вопросы проработаны гораздо лучше, а мои идеи годятся для личного потребления, за неимением доступа к современной научной информации.

Время моего философского самоопределения совпало со временем распада Советского Союза, когда «социалистические воры», руководившие страной, трансформировались в «капиталистических бандитов». «Перестройка», на которую так надеялись советские люди, оказалась способом, которым советская бюрократия юридически оформила своё право распоряжаться в личных интересах ресурсами страны, которыми она де-факто пользовалась в годы «Советской власти». При этом, попутно, были ликвидированы социальные гарантии населения, украдены его сбережения и разрушена большая часть экономики.

Для меня лично эта трансформация обернулась невозможностью обеспечивать существование своё и близких людей за счёт прежних профессиональных навыков. Когда руководитель государственного предприятия целенаправленно доводит своё предприятие до банкротства, чтобы затем выкупить его за бесценок через подставные фирмы и продать по частям, его сложно заинтересовать теорией эффективного управления. Мне удалось найти возможность заработка в занятии мелкой коммерцией. Новые жизненные обстоятельства оставляли мало времени для философствования, хотя любой новый опыт привносит что-то полезное в копилку жизненных навыков.

Интерес к философии возобновился, когда в 2012 году у меня появился полноценный доступ к интернету. Я стал искать «братьев по разуму», то есть философские теории, близкие к моим представлениям о Мире. К моему удивлению, ни одной достаточно похожей теории найти не удалось, больше того, оказалось, что в философском мире распространён пессимизм по поводу перспектив философии, возможности объяснения устройства человеческого сознания, решения психо-физической проблемы и многим другим вопросам. Некоторые философы не только отрицали возможность познания Мира, но и утверждали, что у философии отсутствует сама цель поиска истины. Появились даже заявления о «смерти философии».

Терминология философии осталась такой же туманной и запутанной. Я не увидел никаких попыток как-то изменить ситуацию в этом отношении. Мне, например, не удалось найти попыток явно сформулировать то понимание термина «существование», которое неявно уже несколько сотен лет присутствует в науке, а именно, что существующим можно считать только то, что способно каким-либо образом воздействовать на органы чувств человека или, что то же самое, на любые другие объекты реальности.

Мне до сих пор трудно представить, что огромное число учёных, которые на протяжении столетий неявно использовали это понимание термина «существование» в своих исследованиях, не смогли дать ему явную формулировку. Но факт остаётся фактом — несмотря на значительные усилия, мне не удалось найти подобных формулировок в научной и философской литературе. Я объясняю этот факт влиянием религии и нежеланием учёных вступать в противостояние с большинством общества. Ведь явная научная формулировка этого понятия прямо отрицает существование того Бога, который описан в библейских текстах.

Продолжающееся интенсивное развитие компьютерных технологий и многочисленных «когнитивных наук», вопреки моим ожиданиям, не привели к пониманию устройства человеческого сознания и процесса познания человеком окружающей его реальности. Странно выглядят некоторые заявления о скором создании «искусственного интеллекта со свойствами личности» при продолжающемся отсутствии понимания, что такое естественный интеллект и личность. Возможно, такие заявления можно объяснить наличием теорий, которые являются собственностью промышленных корпораций и отсутствуют в открытом доступе.

Следует отметить, что свои впечатления о состоянии современной философской мысли я получал из открытых источников, доступных поиску Google.

Я вынужден был сделать неутешительный вывод, что если и есть где-то мои «братья по разуму», то они не проявляют активности, достаточной для попадания в выдачу Google. А общую ситуацию в современной философии хорошо отражает последняя фраза раздела «Итог» в статье Википедии о философии науки:

«Рационалистическая философская традиция фактически лишилась концептуального обоснования и, в настоящее время философия не имеет всеми разделяемых критериев научности, рациональности и не может полноценно противостоять развитию и распространению псевдо- и лженаучных направлений» (выделено мной).

Процесс ознакомления с современной философией посредством интернета оказал замечательное воздействие на моё собственное миропонимание. Мне удалось не только вспомнить свои прежние идеи, но и лучше их осознать и сформулировать. К декабрю 2014 года мне стало ясно, что мои представления о Мире могут быть интересны для многих людей, как альтернатива тому пессимизму, который присутствует в современной философии, а некоторые идеи настолько оригинальны, что могут быть признаны философским и научным открытием!

Довольно неожиданно для себя я обнаружил, что пользуясь той системой понятий, которая сложилась в моём сознании, я легко могу объяснить устройство человеческого сознания (!) и множество известных мне фактов психической деятельности людей. Удивительным является также тот факт, что такой результат был достигнут почти без создания новых терминов, а только лишь выявлением действительного смыслового значения слов обычного литературного языка. Ситуацию можно сравнить с тем, как если бы были найдены правильные комбинации пазлов и картина начала складываться почти сама собой. Так, в моей теории, разрозненные факты психической деятельности человека, описанные в терминах системы основных понятий моей философии сложились в картину устройства человеческого сознания!

Неожиданно я оказался в роли человека, которому удалось найти решение проблем, столетиями не поддававшихся усилиям учёных и философов. Ключ к решению оказался удивительно прост! То обстоятельство, что он так долго ускользал от внимания учёных само по себе заслуживает удивления и изучения историками науки. Оказалось, что необходимо просто выявлять действительный смысл понятий естественного языка, формулировать их строгие определения, а затем проводить последовательные логичные рассуждения, основанные на этих определениях, как в математике и других точных науках. Действительный смысл понятий можно распознать, анализируя практику использования понятий в повседневной деятельности людей. Оказалось, что естественный литературный язык является лучшим образом реальности, который удалось создать людям на нынешнем уровне развития. Естественный язык — это коллективное знание человечества о Мире, которое обеспечивает людям возможность выживания в этом Мире!

Я попытался систематически изложить свою теорию и эта попытка оказалась удачной. Я утвердился во мнении, что мои идеи могут быть полезны людям и очень хорошо согласуются с научными фактами. Написав около 200 страниц текста мне удалось изложить около 1/3 своих идей и я почувствовал, что если описывать все следствия теории, то этот процесс может продолжаться неограниченно долго. В процессе работы над текстом стали видны возможности многочисленных практических приложений теории и выгодного вложения инвестиций. Область применения теории оказалась безграничнавезде, где используется интеллект!

Стал актуальным вопрос о публикации теории. Дело осложнялось тем, что процедура публикации в серьёзном рецензируемом журнале имеет некоторые формальные ограничения, затрудняющие доступ к публикации «людям с улицы», которые не имеют связей с официальной наукой. Кроме того, эта процедура платная. Кроме того, требовался квалифицированный перевод. Кроме того,  для понимания теории необходима вся система основных понятий целиком, а её невозможно изложить в одной статье, поэтому имеются опасения, что рецензенты могут просто не понять идей, которые значительно отличаются от их собственных или посчитать их не заслуживающими публикации. Кроме того, процедура публикации в рецензируемом журнале бывает очень длительной по времени. Кроме того

Короче, мне представляется оптимальным тот вариант, который я сейчас пытаюсь реализовать, а именно, привлечение внимания к теории путём создания сайта, а дальнейшие действия будут определяться реакцией публики на эту публикацию.

Я надеюсь, в первую очередь, на внимание крупных организаций, которые связаны с тематикой «когнитивных наук» и которые могли бы взять на себя административные и юридические аспекты создания акционерного предприятия, способного обеспечить развитие теории и разработку полезных технологий на её основе. Я уверен, что при правильном администрированииНаучная теория познания способна обеспечить финансирование своего развития за счёт привлечения инвестиций, при этом обеспечив значительный доход инвесторам. Ведь область приложения теории поистине безгранична.

Немалый доход может принести просто публикация теории и её популярных изложений. Ведь многие следствия теории очень просты и применимы в обычной жизни каждого человека без всяких дополнительных затрат. Методы обучения и воспитания людей, методы достижения взаимопонимания, приёмы общения, способы организации эффективной деятельности, совершенствование личности и многое другое, что раньше предлагалось как обобщение опыта успешных людей, в Научной теории познания являются следствиями из основных положений теории и модели устройства человеческого сознания.

Некоторые перспективные направления вложения инвестиционного капитала показаны здесь.

Альтернативным методом финансирования развития теории может быть краудфандинг — привлечение большого числа небольших инвестиций. К большому сожалению, как сказано выше, людей с последовательным научным мировоззрением, способных оценить перспективы этой теории, относительно мало в населении Земли. Но всё же несколько десятков миллионов таких людей есть. Именно этим людям, в первую очередь, адресован этот сайт и мой призыв:

Давайте объединим усилия, для организации жизни на основе научных знаний!

Для достижения этой цели важнейшим делом является создание философской теории, способной адекватно выразить научное мировоззрение и использующей язык, доступный пониманию каждому образованному человеку.

Предлагаемая Научная теория познания может стать основой такой теории.


Создание такой теории очень важно, также, в свете разгорающихся религиозных конфликтов. Можно услышать высказывания, что «зажравшейся западной цивилизации» нечего идеологически противопоставить идеологии ислама, за которую люди «готовы умирать».

Научная философия способна стать действенной альтернативой таким взглядам и идеологической основой общества, которое использует науку как метод организации своей жизни.

Наука и научная философия — это идеология общества, основанного на научных методах и знаниях, то есть, это идеология светского общества.


 В частности, научная философия способна:

  • доказать ложность религиозного мировоззрения,

  • доказать материальную основу разума и, одновременно, невозможность существования нематериального разума,

  • доказать материальную основу всех проявлений психики, невозможность существования «бессмертной души»,

  • объяснить причины религиозного фанатизма и найти методы противодействия ему,

  • снять причину некоторых конфликтов, как противостояние «единственно верных» религиозных мировоззрений,

  • дать основу для взаимопонимания, в виде «идеологии выживания человечества»,

  • дать методы для улучшения взаимопонимания между людьми.

  • дать методы исправления сознания людей, покалеченного зомбированием.

  • дать методы эффективного обучения людей для их адаптации к современному Миру и способности обеспечить себе достойную жизнь без конфликтов с другими людьми.

Работая над сайтом я открыл для себя, что движение светского гуманизма имеет идеологические целиидентичные моим. К сожалению, это движение не представлено в Украине. Отличие идеологии светского гуманизма от идеологии Научной теории познания состоит только в теоретическом обосновании основных принципов. В светском гуманизме основные принципы вводятся как постулаты, основанные на опыте человечества, а в теории НТП принципы гуманизма являются следствиями системы основных понятий теории. Таким образом, Научная теория познания оказалась научным теоретическим обоснованием идеологии светского гуманизма.

В заключение, считаю важным, прояснить некоторые моменты. У читателей сайта может сложиться впечатление, что я считаю себя специалистом во всех тех областях, где может быть применена Научная теория познания. Такое впечатление ошибочно. Реальность проще и интересней. Большинство утверждений о возможностях теории являются дедуктивными (!) следствиями (!) из системы основных понятий. Например, я уверен, что Научная теория познания окажет значительное влияние на лингвистику, поскольку значительно изменяет смысл таких понятий, как «понятие», «смысл», «язык», «абстрактное», «конкретное», «значение» и многих других. Между тем, я никогда раньше не интересовался лингвистикой, а новый смысл указанных понятий связан исключительно с логикой развития НТП. Я не имею представления, что и как изменится в лингвистике. Я знаю только, что эти изменения будут, потому что нынешнее понимание многих понятий менее (!) соответствует реальности, чем то, которое предлагает Научная теория познания.

Желаю Вам с пользой провести время на этом сайте, буду рад аргументированным комментариям и благодарен за усилия по распространению информации о теории.

Георгий Киселёв

Февраль 2016

Добавить комментарий

%d такие блоггеры, как: